муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 282 городского округа Самара

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ СКАЗОК Воспитатель: Бирюкова Наталья Петровна

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Развитие речи находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук.  Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Таким образом, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Игры с пальчиками способствуют овладению навыками мелкой моторики, помогают развивать речь, повышают работоспособность коры головного мозга, развивают психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимают тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий необходимо учитывать индивидуальные способности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализуются, то есть находят словесное выражение. Происходит это процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот  «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Для того  чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста необходимо развивать его руки: пальцы и кисти. С помощью пальчиков можно показывать маленькие истории хорошо знакомых ребенку авторов: А.Барто, С.Я.Маршака, русские народные сказки и потешки, небылицы и детские песенки. Затем можно знакомить малышей с произведениями менее известными, но столь же интересными и нужными для эмоционального и духовного развития ребенка.

Таким образом, пальчиковые игры и упражнения, сказки, потешки и маленькие истории не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, развивают речь, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей дошкольников, пробуждающий воображение и фантазию. Если регулярно заниматься с ребенком, его пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и слаженными.

Для того, чтобы показывать сказки, необходимо подготовить пальчики: 1. Перед игрой с ребенком можно обсудить содержание сказки, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволяет не только подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создает необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Упражнения необходимо выполнять вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точными  переключением с одного движения на другое.

7. Добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9. Каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяются в течение дня 2-3 раза.

 10. При повторных игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить  в своем репертуаре и  возвращаться к ним по желанию детей. 11. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу. Объем внимания у детей ограничен и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

12. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

При проведении пальчиковых сказок необходимо соблюдать следующие основные принципы:

Принцип деятельности. Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научиться, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи.

Принцип дробления. Объем внимания детей ограничен. Поэтому ставьте перед только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься.

Принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.

Перед тем как показать сказку надо выучить с детьми пальчиковые формы. Например, рассказывая сказку «Колобок» можно распределить роли следующим образом: большой палец – дедушка, указательный – бабушка, колобок – сделать кулачок, заяц – пальчики в кулачок, указательный и средний пальцы вверх, они прижаты, безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу, волк – дети сначала показывают кулачок, а затем показывают как-будто коготки выпускает кошка, медведь – кулачок ставим на ребро, лиса – указательный и мизинец, не сгибая, а остальные пальцы средний и безымянный прижаты к большому.

Пальчиковые сказки имеют следующие характеристики:

Универсальность – можно играть в любом месте в любое время.

Кратковременность – обычно не более 2-5 минут.

Активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх.

Невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов.

Наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и  мыслительных задач.

Таким образом, пальчиковые сказки – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие из них требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В ходе проведения пальчиковых сказок дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Приведенная ниже таблица позволяет четко спланировать работу с детьми разного дошкольного возраста в обучении пальчиковым играм.

Возраст

Содержание

Технология

До 2-х лет

Дети знакомятся с ладошкой, выполняют простейшие движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой

Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая ее вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?»

С 2 до 3 лет

Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвозди). Знакомим с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза); согласованные действия двумя руками (домик, ворота)

С ребенком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый дает образец положения пальцев. При необходимости помогает ребенку, побуждает к звукоподражанию

С 3 до 4 лет

Дети выполняют фигурку животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура по этому же принципу. Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочередно правой и левой рукой

С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении

С 4 до 5 лет

Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой. Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы

При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук

С 5 до 7 лет

Дети рассказывают руками стихи, потешки, сказки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочередно. Затем другой рукой, обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигуры животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.)

Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет

25 ноября 2013 в 19:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.